Из писем Володе. Письмо пятнадцатое
«Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин»
В. Высоцкий, «Пародия на плохой детектив», 1966
Христос воскрес, Вольдемар!
Как бы ты, Вова, описал страну твою необъятную одним емким таким, метким словом? Что бы все в нем главное: соль, суть и поползновения с тенденцией? То есть вот, сказал – и никакие комментарии уже не нужны, а? Я думаю, «страной майоров» можно полностью описать все необъятие ментальной шири и непозноваемость душевной глубины, усугубленные неаршинностью ума. Ты не спорь, Вовчик, ты объяснить дай.
Так уж повелось, что армия России всегда была нужна огромная: Россия постоянно кого-нибудь освобождала и вынуждена была на освобожденных территориях держать войск немерено для того, чтобы освобожденные сами себя обратно не поработили. Внешних врагов у этой армии не было никогда, следовательно, суть ее всегда была чисто карательной. И скучала эта орда по дальним гарнизонам, и спивалась от безделья. Командовать ею мог любой дурак (да вот, хоть Шойгу спроси – не даст соврать). Некоторые эксперты – по наивности ли, незнанию или злому наущению, — считали лицом этого «воинства» туповатую ряху прапорщика. Но это не так. Лицо армии – бурякового цвета харя, венчающая апоплексическую шею, с трудом выползающую из засаленного ворота кителя между погонами с двумя просветами и звездой посредине.
Результатом раздутия армии вне всяких разумных пределов, была девальвация воинских званий. И майор в этом смысле – блестящее доказательство. Вся орава молодых дармоедов, ежегодно отрыгиваемых бесчисленными «кузнями офицерских кадров» и носящих в вещмешках маршальские жезлы, очень быстро делилась на три категории. Первая лихо шла вперед от одного «внеочередного» присвоения к другому, стремясь ввысь; вторая текла по течению, мечтая уйти на пенсию полковниками; третья топталась на месте, еле-еле доползая до капитанов. Вот их-то, этих скорбных главою даже по меркам казарменной учености, тянущих будничную лямку, отправляли на пенсию, даря на прощание первый старший офицерский чин — вожделенного «майора». И было их подавляющее большинство – сам знаешь.
И это не только армейские будни России. Во всех остальных сферах – научной, культурной, образовательной – проходили те же смысловые процессы, пусть и не украшенные званиями, погонами и галунами. В 1999 году (помнишь?), Россия завершила естественный цикл майоризации – народ российский избрал себе пожизненного президента – майора «разведки». Страна-майория, во главе которой стал настоящий майор. И начались тут майорские будни: майор Кока Патрушев с рязанским «сахаром»; майоры Луговой и Ковтун с полонием; майоры Кобзон, Табаков и майорихи Бичевская и Мориц с Крымом и нацизмом; накладывающий в ООН майор от дипломатии Чуркин; «тушка» полная пляшущих майоров-певунов, пилотируемая майорами же прямо в пекло… всех ли упомнить, Вова? Страна такая – майорская. Надо ли удивляться тому, что майор Дугин в философы попал, а майор Чаплин – в Макдональдс?
Такая система ведь чем хороша, Вовчик? Она тем хороша, кто выше майора прыгнуть не может: майорь, в силу разумения, а слава тебя найдет. Вот они и выкристаллизовались – в министерствах, ведомствах, фирмах и организациях – и строят страну по образу и подобию той казармы, из которой вышли, которая сформировала их туннельный «кругозор», обогатила словарный запас и отшлифовала логику.
«За 18 лет правления майоры не смогли создать в России привлекательную для соседних стран, перспективную экономическую, политическую, социальную модель.»[1]
«А шо вы хотели?», — спрашивают в таких случаях в Одессе, и добавляют: «Или вы хотели, шоб вам майор Сингапур построил?» Но все эти критики и оппозиционеры, Вова, не догоняют того, что майоры нутром чуют: из России страну-сказку сделать – что два пальца обоссать. Да вот только страны этой в тот же момент не станет. А может – и раньше. Вот ведь дилемма (это, Вова, типа «проблема», только, когда – две)! Во-первых, для того, чтобы экономику поднять, следует паразитов подсократить – армию, шпионов, полицию, стукачей-любителей и пр. Во-вторых, все богатства страны распложены где-то и принадлежат кому-то. Как только «там» промышленность поднимешь, «кто-то» вспомнит, что промышленность-то его, а не кремлевского майора… (Я тебе, Вовчик, как пацану, по-простому, а в науке это называется «ростом национального самосознания» и связан рост этот треклятый неразрывно с ростом промышленного производства. Европа переболела этим в XV-XVI веках и выздоровела формированием национальных государств.) …А армию сократили… а шпионов – тоже… Не-не, майоры российские, может и дураки, но не самоубийцы.
Прав был классик картавый: если любая кухарка может править страной, то майор – тем более.
Если страна – Россия.
Ладно, не буду портить праздник — разговляйся!
Ты, как всегда, с Димоном яйцами стучать будешь? Привет ему.
Ах, да, чуть не забыла, старая! Песку скажи: не носят рубашки типа «button down» с галстуком, даже с костюмом не носят. Это абсолютное «no go» (типа «не канает», по-нашему). Это даже майор ФСБ знать должен. Срам один.
Ирина Бирна 15.04.17
[1] «Страна окоченевшего скафандра», Алексей Мельников, Каспаров.ру