В пандемии произошел перелом. Во всяком случае, моментальный. Вчера (17.04.2020) заражаемость в Германии составила 0,7, т. е. десять зараженных заражают лишь семерых. Это радует. Пока вы – восьмой. А если шестой или пятый, то весь оптимизм правительства вам до тапочек. Меня же взволновало настроение. Эмоциональная сторона вопроса. В самом начале карантина вдруг обнаружилось, что в Германии нет защитных масок, перчаток, костюмов для медперсонала не хватает тоже. Похожее положение было и у наших соседей – Италии и Франции. Потом оказалось, что не хватает лекарств – не против «Короны», нет – вообще, и в первую очередь важнейших антибиотиков. Все это — от масок до антибиотиков — производит сегодня для нас по нашим технологиям и на нашем оборудовании Китай. Стоило Китаю закрыть границы из-за вируса, и Европа осталась без средств защиты.
Более того, сегодня известно, что Китай скрывал масштабы эпидемии, лгал всему миру, скупая в то же время средства индивидуальной защиты в Австралии, Европе – везде, где только была возможность.
В то же время у нас вдруг объявились мудрые политики, которые, оказывается, всегда знали, а теперь спрашивают вслух: стоит ли наше благосостояние нашей беспомощности? Как так могло случиться, что мы отдали Китаю на откуп все производство жизненно важных, по сути – стратегических — товаров? И не подумать ли нам о границах глобализации? О чем мудрые политики не сказали – о той зависимости от китайского настроения и политической стратегии, в которой находится мировые автомобилестроение и машиностроение, о том сколько и каких пищевых продуктов, полуфабрикатов и ингредиентов для пищевой промышленности получает из Китая Европа, и многое, многое другое. А сказать самое время: надев очки глобализации, получив сказочные прибыли от использования китайской рабочей силы – непревзойденной не только по количеству, но и по дешевизне, — мы совершенно проспали момент, когда Китай подмял под себя мировые рынки, месторождения полезных ископаемых в Африке и Латинской Америке, фактически колонизировал многие страны Юго-Восточной Азии, стал второй экономикой мира и подбирается к нашему горлу.
Но ситуация еще хуже. По данным Международного Валютного Фонда в следствии пандемии и карантина немецкая экономика снизится в этом году на 7%, и это еще лучший европейский показатель: Франция потеряет 7,2, Испания – 8,0, Италия – 9,1… Мировое промышленное производство упадет на 3,0%, (для сравнения, во время кризиса 2008 года этот показатель был всего 0,1%). Это – плохо. Очень. Но не смертельно – весь мировой научно-технический и технологический потенциал все еще в наших руках. Здесь бы и остановиться, и осмотреться, и подумать, что было неверно сделано на первой, эйфорической волне глобализации, как, какими средствами и методами можно заставить Московию, Китай и Иран играть по правилам демократического мира. Ведь самое позднее сегодня даже самым большим оптимистам должно стать ясно: на карте наша безопасность. Но, к сожалению…
Ситуация даже еще хуже. Она, судя по тем же данным МВФ, практически безнадежна. В следующем году ведущие мировые экономисты предсказывают сказочный рост европейской и американской индустрии: Германия +5,2%, США +4,7, Италия +4,8, Франция +4,5, Испания +4,3… Откуда эти фантастические показатели экономического счастья? Чтобы понять мои опасения, давайте вместе повспоминаем.
За последние сто лет нынешний мировой экономический упадок — третий. Первые, наиболее страшные годы Великой Депрессии совпали с Первой пятилеткой. Тогда многие ведущие фирмы мира выжили благодаря проектам, осуществляемым в СССР. Вся промышленность страны – от энергетики до пищевой отрасли была построена американцами и европейцами: Крупп, Сименс, Катепилар, Куртис-Райт, ЮС Стил, Дженерал Электрик, Райсманн, Купер… — в мире был кризис, а деньги не пахнут, даже если они пропитаны кровью украинцев, заморенных голодом ради оплаты услуг этих фирм. Тогда ни политиков, ни тем более капиталистов не волновало, что Сталина интересует только энергетика и тяжелое машиностроение, что многие технологии, поставляемые в СССР, двойного назначения, что производство тракторов легко перевести на производство танков, а консервные заводы – это прежде всего стратегические запасы питания для армии, а уж потом – удовлетворение потребительского спроса. Все это осталось за рамками договоров, а через всего семь лет Москва развязала Вторую мировую войну…
В 2008, в самом начале кризиса, Москва напала на маленькую Грузию, и мы не могли реагировать жестко: наш обыватель-избиратель не поймет, что из-за какой-то там Грузии, где-то там не то в Азии, не то в Африке, мы потеряем миллиардные контракты с Московией, дешевый газ, запчасти и огромный рынок дешевой рабочей силы. Мы тогда слегка пожурили Москву, и она еще через пять с половиной лет провела первый после Второй мировой передел границ силой в Европе: аннексировала Крым, развязала войну на востоке Украины. Спустя еще два года – вмешалась в Сирийскую гражданскую войну…
И вот – третий кризис, и я спрашиваю себя саму: а не по известной ли, проверенной годами и освященной сказочными прибылями процедуре состоится это очередное, чудесное воскрешение промышленности Запада образца 2021 года? Уже сегодня интернет, телевидение и печатные издания полны мнений «мудрых» политиков о том, что условиях пандемии санкции следует снять, а Московии солидно влить финансово – только таким путем, по просвещенному мнению экономических гуру, можно быстро восстановить потерянное, вернуться туда, откуда упали из-за «короны» и начать новое восхождение к новым вершинам благосостояния.
Какой ценой? Возможно, пользуясь нашей «нуждой», Китай нарастит достаточное военное присутствие в Тихом океане и решит, наконец, территориальные проблемы, которые он имеет практически с каждым ближним и дальним соседом… Возможно, Московия закроет «украинский вопрос» окончательно, введя «отпускников» и посадив на их штыках в Киеве марионеточное правительство, но не почиет от трудов неправедных, а обратит свои взоры на Беларусь… или Казахстан – судя по заявлению Пу на последней рабочей встрече глав государств Евразийского экономического союза (14.04.2020) – это следующая цель московских «отпускников» без знаков различия…
Все может быть. До тех пор, пока мы не поймем: эти и многие другие мерзости осуществляются за наши деньги, это – обратная сторона нашего процветания и благосостояния. Так может сейчас, сегодня, когда оно немного упало и мы убедились, что это не смертельно, нам стоит подумать о том, куда, как, кому и какие технологии, проекты и финансирования следует направлять. И на каких условиях.
Иначе мы рискуем однажды проснуться в совершенно новом мире.
Ирина Бирна для «Литературного Европейца», 18.04.2020