Предлагаемая читателям статья, опубликована в «Die Zeit», 19.03.2015.
На мой взгляд, представляет она интерес прежде всего для поздних переселенцев: именно они являются «группой риска», на которую рассчитана путинская пропаганда, именно они поражены «иммунодефицитом» против империалистического вируса, именно отсюда растет армия проводников его «идей», борцов за их осуществление.
Вот почему решила я перевести статью и поместить на моем блоге.
Русское Национально-Освободительное Движение.
Родина, Свобода, Путин.
Национально-Освободительное Движение (НОД) – часть русской пропаганды в Германии. Ее влияние ощущается даже в средних слоях академической интеллигенции.
Статья Фолькера Зиферта, «Die Zeit», 19.03.2015
Дмитрий Метцлер – поздний переселенец. Он живет уже достаточно долго в Германии, но не скрывает, что сердце его осталось в России. Из своей дюссельдорфской квартиры по вечерам после работы координирует он работу более чем 100 активистов, собирающих по всей Германии пожертвования для НОД. Деньгами этими поддерживает НОД пророссийских солдат на Донбассе.
В России НОД насчитывает 170.000 членов. В Германии членов Движения рекрутируют прежде всего в русскоязычной среде поздних переселенцев. Метцлер помогает как координатор. На официальной веб-странице Движения он назван «редактором» по Германии. На заданный вопрос, он поясняет, что ни он, ни Движение не получают денег от Российского Правительства за работу.
Однако точно установлено, что НОД тесно связано с политическим курсом России, который определяет Путин. Лозунг Движения «Родина, Свобода, Путин». Руководитель – право-националистический депутат Думы Евгений Федоров.
Движение черпает свой потенциал среди людей, верящих, что России угрожают, говорит социолог Лев Гудков из Московского Левада-института. Ученый придерживается мнения, что активность Движения планируется администрацией президента, организуется полицией и координируется ФСБ. «Там нет ничего случайного. Это целенаправленная, отлично продуманная деятельность, которая, кстати, стоит больших денег», — говорит Гудков. Главная цель Движения – оппозиция, «пятая колонна США», которая «планирует иностранное вторжение» в Россию. Участники Движения избивают демонстрантов «Солидарности» или «Организации за права рабочих», вырывают из их рук и рвут в клочья плакаты, критикующие Путина. Ядро идеологии Движения – положение о том, что Россия в хаосе распада СССР потеряла суверинитет.
В этом посыле лежит площадь соприкосновения немецкого отделения НОД с немецким праворадикальным Гражданским Движением (Reichsbürger-Bewegung, дальше – ГД — иб), оба Движения работают в Герамании политически и организационно согласованно. Приверженцы ГД долгое время оставались в тени. «Их считали эдакими дурачками», — поясняет Ян Ратье, написавший для антирассистского Фонда Амадеу Антонио брошюру по этой теме. Но с их картиной мира и еженедельными демонстрациями по понедельникам находят они все большую и большую публику, которая чувствует себя исключенной из демократического процесса и свою фрустрацию проецирует на иные группы граждан.
То, что теории заговора Гражданского Движения легко находят последователей, показывает пример с певцом Ксавьером Найду. В последнем номере «Stern» защищает он свое выступление на демонстрации ГД перед Райхстагом в Берлине под лозунгом: «Германия – не суверенная страна. Мы – не свободны». Певец принял участие и в «Антимайдане», организованном НОД в России и поддержанном более чем в 200-х городах Европы тысячами приверженцев украинского курса Путина. Берлинский «Антимайдан» совместно организовали НОД и ГД.
Немецкие власти, похоже, не готовы противостоять направляемой из России пропаганде. Федеральный Отдел по защите Конституции объясняет: «Известно, что НОД является частью растущего поля русской пропаганды в Германии». О связи с ГД ничего не известно. «Это удивляет», — говорит Мартина Штайс. Жительница Берлина поддерживает группы русских оппозиционеров и наблюдает в этой связи активность НОД в Германии. «Открытые доказательства совместной работы НОД и ГД настолько многочисленны, что не заметить их едва ли можно», — утверждает она.
Не только защитники Конституции испытывают трудности с инструментами путинской пропаганды. Многие политики тоже бессильны. И, хотя некоторые, как, например, министр обороны Урсула фон дер Ляйен (CDU), открыто говорят о вызовах «ведения гибридной войны Россией» («Информационные кампании по отказу от существующего порядка, использование социальных средств для влияния на общественное мнение»), но как на это реагировать не ясно. Политическая культура Европы характеризуется поиском согласия и взаимопонимания. собеседника застать в расплох политической ложью и полуправдой, сознательно им манипулировать – не предусмотрено.
«Мы имеем дело с новым типом конфронтации, к которой наша система, основанная на согласии и диалоге, политически не готова», — говорит Вольфганг Айхведе, директор-основатель исследовательского отдела Восточной Европы в университете Бремена. К этому нужно добавить, что новая русская политика силы в части германского общества падает на удобренную почву. «Сегодняшняя Россия олицетворяет право-националистическую политику, но и ловко разыгрывает «левые» обвинения против США», — говорит Айхведе. При помощи НОД показывает Путин немецкому правительству, что он владеет всей клавиатурой власти, «до подрывной деятельности включительно».
Стратегическое послание русского правительства нацелено на недовольных «либеральной системой» немцев и восхваляет путинский Евро-Азиатский Экономический Союз, как альтернативную модель не оправдавшему себя, с русской точки зрения, Европейскому Союзу. Части академического среднего слоя – и не только в партии «Альтернатива для Германии», — точно так же попадаются на эту приманку, как и анти-капиталистические «левые». Новый фронт сулит и новую туманность, «мутную водичку» политического ландшафта. Неспроста скандировали дрезденские PEGIDA-демонстранты: «Путин, помоги!»
Подрывная деятельность лишь тогда станет силой, когда похоронит доверие в гражданские институты. Для этого «достаточно в политических дискуссиях сеять сомнения полуправдами и вызывать неуверенность», — говорит Ханс-Георг Ерхарт из Института исследования мира и политики безопастности университета Хамбурга, IFSH.
Сюда подходит и высказывание Дмитрия Метцлера. В одном из интервью на прорусской веб-странице «Фронт новостей» несколько дней назад, он сказал, что Германия, как и Россия – несуверенная страна. Ею руководят союзники и ее народ лишен права голоса.